Существенной особенностью современного этапа развития российского общества является утрата многих нравственных ценностей, как ценностей общегосударственного характера, так и тех, что некогда определяли этническое своеобразие каждого народа нашей многонациональной страны. Причиной этого являются не только не только глобальные мировые процессы (научно-техническая и информационно-техническая революции, усиление политической и экономической нестабильности и т.п.), но и фактическое упразднение интернационального и патриотического воспитания молодежи, обусловленное распадом Советского Союза и советской системы образования и воспитания. Потеря социальной идентичности, складывающейся в прошлом из принадлежности к пионерии и комсомолу, из принадлежности к единой великой державе, из приверженности единым идеям и принципам особенно остро ощущается в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе России как Северный Кавказ. Поэтому именно в этом регионе обращение к проблемам этнопедагогики и идеям народной педагогики, усиление роли образования в процессах формирования быстро растущего национального самосознания являются весьма актуальными направлениями педагогической теории и практики. Важность наполнения образовательного процесса этнокультурными компонентами осознана практически всеми вузами региона. В учебные планы (в рамках национально-регионального компонента или компонента «дисциплины по выбору студента») включены дисциплины по изучению истории и культуры народов Северного Кавказа, изучению традиционного этикета и т.п. Изучение истории и культуры родного края крайне важно для подрастающего поколения, многие исследователи рассматривают его как необходимое условие интеграции развивающейся личности в систему культуры своей страны и мировой культуры, условие повышения ее социальной мобильности. Знакомство с этническими истоками, национальным искусством и национальными традициями, по их мнению, позволит увидеть роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, снизить вероятность самоизоляции этноса. Ценностная и социокультурная значимость краеведческого образования состоит в том, что оно способствует созданию открытой вариативной, толерантной, духовно и культурно насыщенной ценностной системы общества, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма в поликультурном образовательном пространстве. Краеведение – это не только изучение истории и культуры, в понятие «мой край» включаются и те социальные и природные факторы, которые для каждого субъекта являются естественными условиями его личной жизни. Окружающий человека мир, среда его обитания и жизнедеятельности, позволяет лучше осознать процессы, происходящие в ближайшем окружении, почувствовать личную принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, принять непосредственное участие в реальной политической, экономической, культурной жизни края. Словосочетание «малая родина» включает в себя природно-бытовые окружения человека - и родной край, село или город, и семью, отчий дом, и школу, вуз. Чувство любви к своей «малой» Родине, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного, общенародного патриотического самосознания, до осознанной любви ко всей стране. Уважение к культурному наследию и традициям каждого народа, страны, города, семьи, как известно, одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Краеведческое образование способствует реализации всех стратегических направлений развития высшего образования, в первую очередь, таких как демократизация, гуманитаризация и гуманизация. Если реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований, то в процессе обучения именно знания своего края, в конечном итоге, оказывается смыслообразующим, поскольку вне краеведческого контекста процесс социализации личности и полноценной ее самоактуализации, самоидентификации и самореализации немыслим. Таким образом, можно считать несомненной необходимость наполнения образовательного процесса регионально-этнической составляющей, важной частью которой является краеведение. Эффективное использование этнокультурных составляющих будет в конечном итоге способствовать обеспечению гуманистической направленности образования, утверждению приоритета общечеловеческих ценностей, развитию свободной личности, обеспечивая в перспективе эффективность поликультурной парадигмы образования. |
[Наверх ]
©АИСО (филиал)РГСУ 2006 |
Контакты | Редакционная коллегия | |