Человеку как таковому присуща двойственность. В этом - предопределенность его природы. Эту двойственность человека мы трактуем как его двухфакторность. Суть нашего воззрения на двухфакторность человека сводится вкратце к следующему. 1. Человек - есть биосоциальное существо, обладающее двумя факторами. В нем сосуществует как бы два человека - «человек вообще» и «человек отдельный». Эти факторы (свойства) человека находятся в диалектике. В данном контексте человека надлежит рассматривать как единораздельную целостность, как средоточие встречно – разнонаправленных процессов суть одной жизни. 2. «Человек вообще» как фактор человека. Каждый индивидуум есть «человек вообще». Все едины в одинаковости и одинаковы в едином. «По сути, все человеческие существа тождественны. Мы все - часть Одного; мы все суть Одно» [1]. В этом качестве любой человек есть безликое существо, он - «человек вообще». Ему нет имени. Каждый есть то же, что и другой. Однородность, как однокачественность человеческой природы, вот, что мы «наблюдаем» в каждом человеке. «Человек вообще» – это способность человека как такового испытывать и удовлетворять фундаментальную потребность в человеческой жизни вообще, сообща с другими особями рода «человек», но как ему подобными, как в чем – то всеобщем, в абстрактной, конкретно неосязаемой им форме. 3. «Человек отдельный» как фактор человека. Каждый индивидуум есть «человек отдельный». Мы все – Одно. Тем не менее, каждый из нас - неповторимое, уникальное проявление человеческой жизни вообще, поскольку каждый человек есть отдельность, обособленность от человеческого мира, от всех других людей, как себе подобных. «Человек отдельный» - это способность человека как такового испытывать и удовлетворять фундаментальную потребность в человеческой жизни отдельно от других особей рода «человек», но как чуждыми ему, не имеющими ничего общего с ним и как нечто собственное, в конкретной, предметно чувственной форме. 4. Эти факторы человека составляют его противоречие: человек как таковой не может жизнетворить, являя собою уникальную особь рода «человек» и так же не может жизнетворить, существуя как универсальная человеческая однородность. Он должен жизнетворить, являя собой уникальность рода «человек» и в то же время, существуя как универсальная особь человеческого рода. Это противоречие проявляется: Первое. Собственно человеческая жизнь и возможна, и действительна потому, что человек, как единораздельная целостность, с одной стороны, как «человек отдельный», качественно разнороден со всеми другими человеческими существами, а, с другой стороны, как «человек вообще», он с ними качественно однороден и отличается лишь степенью приобщенности к себе подобным. Первой своей стороной индивидуум проявляется как существо качественно неодинаковое от любого другого человека, как ему подобного, то есть качественно разнородное. Другой своей стороной индивидуум выступает в отношении любого другого человека, отличным от него, как нечто качественно одинаковое с ним самим, то есть качественно однородное. Следовательно, в одно и то же время каждый человек и разнороден, и однороден в отношении другого человека. Однако, ограничиться констатацией подобного факта человеческой природы явно не достаточно. 1). Человек как таковой, с одной стороны, не может удовлетворять свою фундаментальную потребность в жизни только лишь как в жизни, обособленной от человеческого рода, или же реализовать себя, как особь рода «человек», не «выходя» при этом за границы отдельности. И поэтому «человек отдельный» не может не трансформироваться, не превращаться в свою противоположность - «человека вообще». Цель подобного превращения ясна: воплотить в себе, как в отдельности, подлинно всеобщее. В данном случае качественная разнородность выявляет себя как качественная однородность, то есть разнородность суть однородна. 2). Человек как таковой, с другой стороны, не может удовлетворять свою фундаментальную потребность в жизни только лишь как в человеческой жизни вообще, или же реализовать родовую сущность, оставаясь при этом в пределах всеобщего. И поэтому «человек вообще» не может не трансформироваться, то есть не переходить в свою противоположность - «человека отдельного». Суть подобной метаморфозы жизни очевидна: выявить, или же проявить, себя как общее в отдельном, обособленном, частном. В этом случае обнаруживаемая нами однородность начинает содержать себя в качественно разнородном, то есть однородность суть разнородна. Таким образом, сначала мы отметили, что целокупный человек в своей отдельности разнороден, качественно отличен от любого другого человека, а в своей всеобщности - однороден, качественно не отличается от любого другого человека. Это является верным лишь в том случае, если мы сможем увидеть не только эту данность двойственности человека: отдельное отлично и поэтому разнородно, а всеобщее едино и поэтому однородно. В едином, а потому однородном, надо увидеть разнородность, а в отдельном, а потому разнородном, надо усмотреть однородность. Примечание:
|
[Наверх ]
©АИСО (филиал)РГСУ 2006 |
Контакты | Редакционная коллегия | |