Одним из основных последствий социально-экономического кризиса начала 1990-х гг. стала структурная перестройка производства и связанная с ним проблема занятости населения. Частично данная проблема была унаследована от прежней централизованно плановой системы экономики, однако решающую роль в ее возникновении сыграл резкий переход к рынку. Экономическая нестабильность, сокращение объёмов производства повлекли за собою появление безработицы. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Они являются важным органом оказания социальной помощи населению в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу. Федеральная служба занятости России была создана в июне 1991 г. В соответствии с решением Правительства РФ был образован Государственный фонд занятости населения. В июле этого же года на базе бюро трудоустройства создается Адыгейский областной центр по занятости населения. В начале 1990-х гг. тенденции развития промышленного производства в Адыгее были несколько благоприятнее, чем в целом по России. В дальнейшем ситуация изменилась: в среднем по России тренд заметно стабилизировался, а в Адыгее падение производства продолжалось высокими темпами. Особенно велики были масштабы сокращения производства в промышленности и строительстве. Падение производства в Республике Адыгея было обусловлено негативными факторами, одним и наиболее важным из которых являлось постоянное уменьшение инвестиций в ее экономику. Произошло изменение в структуре капиталовложений, большая часть которых была направлена в непроизводственную сферу. Следует иметь в виду, что безработица Северного Кавказа отличается рядом особенностей: молодым составом безработных; высоким уровнем образования; длительным периодом нахождения в реестре безработных; широким распространение самозанятости. Из-за постоянного увеличения безработных граждан областной центр занятости не выполнял в полной мере возложенных на него задач, поэтому были созданы городские и районные службы занятости. В г. Майкопе было создано Государственное учреждение «Майкопский городской центр занятости», а в каждом районном центре – бюро занятости населения. С момента своего образования Центр занятости несколько раз менял название, но основные направления его деятельности оставались неизменными. 27 апреля 1993 г. Указом Президента РА № 50 Центр занятости РА был преобразован в Комитет РА по занятости населения. Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 27.07.98 г. № 276-К Комитет РА по занятости населения реорганизован в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РА. Основные направления работы службы занятости населения сводятся к следующим направлениям: - содействие трудоустройству (органы службы занятости населения помогают клиентам найти подходящую работу, соответствующую уровню профессиональной подготовки, прежнему опыту трудовой деятельности, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места); - дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите; - содействие самозанятости и предпринимательской деятельности (обучение навыкам предпринимательской деятельности). - организация общественных работ и временной занятости населения; - профессиональная ориентация и консультирование. - обучение и переобучение безработных. Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по РА, городские и районные центры занятости населения регулярно работают со средствами массовой информации: публикуют статьи, затрагивающие различные темы занятости и состояния рынка труда региона, их представители выступают на радио и по телевидению. В своей работе по повышению эффективности трудоустройства работники службы занятости руководствуются Законом «О занятости населения в РФ» и приказом Минтруда России № 21 от 16.02.01. «Об утверждении Положения реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета». Проанализировав формирование и сущность основных направлений работы службы занятости, можно сделать следующие выводы: 1. Основной деятельностью службы занятости является создание благоприятных условий для трудоустройства населения и обеспечение рабочей силой предприятий различной формы собственности. 2. Для решения проблем занятости населения необходимо участие федеральных и республиканских органов власти в мероприятиях, направленных на стабилизацию социально-экономичес-кой обстановки в республике. 3. Основными проблемами в деятельности службы занятости г. Майкопа является недостаточное финансирование, а также несовершенство законодательной базы. |
[Наверх ]
©АИСО (филиал)РГСУ 2006 |
Контакты | Редакционная коллегия | |