Становление демократического правового государства предполагает активное развитие граж-данского общества. В ст.18 Конституции Россий-ской Федерации указывается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержа-ние и применение законов, деятельность законода-тельной и исполнительной власти, местного само-управления и обеспечиваются правосудием» [1]. Социальное партнерство является действен-ным инструментом диалога государства с общест-вом, развития взаимной ответственности, поиска эффективных путей решения социально-экономи-ческих проблем. В становлении, развитии социального диа-лога значительную роль играет государство, созда-вая для этого прочную правовую основу, стимули-руя взаимодействие органов государственной вла-сти с институтами гражданского общества (в дан-ном случае – с профессиональными союзами и ра-ботодателями, их объединениями), способствуя развитию демократических тенденций. Курс современного российского государства на социальное партнерство был обозначен в Ука-зах Президента РФ «Об обеспечении прав профес-сиональных союзов в условиях перехода к рыноч-ной экономике» (1991 г.), «О социальном партнер-стве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (1991 г.), «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше-ний» (1992 г.). Принципиально важно, что формирование правовой базы социального партнерства в России происходит на основе международных норм в об-ласти трудовых отношений и, в первую очередь, Конвенций и Рекомендаций Международной Ор-ганизации Труда, в которых заложены нормы, оп-ределяющие идеологию социального партнерства, статус его субъектов, право на коллективные пере-говоры, консультации и сотрудничество между го-сударственными властями и организациями тру-дящихся и предпринимателей и др. Так, Конвенция МОТ «О свободе ассоциации и защите прав на ор-ганизацию» (1948 г.) гарантирует трудящимся и предпринимателям возможность «без какого-либо различия и предварительного разрешения созда-вать по своему выбору организации, а также всту-пать на добровольной основе в такие организации. Конвенция МОТ «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных перегово-ров» (1949 г.) указывает на меры «поощрения и способствования полному развитию и использова-нию процедуры ведения переговоров на добро-вольной основе между предпринимателями или их организациями, с одной стороны, и объединениями трудящихся, с другой стороны, с целью регулиро-вания условий труда путем заключения коллектив-ных договоров» [2]. Важное значение имеют Конвенции МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.); «О содействии коллективным перегово-рам» (1981 г.); Рекомендации МОТ № 91 о коллек-тивных договорах (1951 г.); № 92 о добровольном примирении и арбитраже (1951 г.); № 94, касаю-щаяся сотрудничества на уровне предприятия (1952 г.); № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960 г.); № 29 о связях на предприятии (1967г.); № 1630 о содействии кол-лективным переговорам (1981г.). В Уставе МОТ (1994 г.), Всеобщей деклара-ции прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах и Междуна-родном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закреплены основопо-лагающие принципы и права в сфере труда. Для России юридическую силу имеет Кон-венция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г. Большое значение для стран Европы имеют Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) и Хартия Европейского Сообще-ства об основных социальных правах трудящихся (1989 г.). В СНГ принята Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств. Конституция РФ, ст.17 указывает: «В Рос-сийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междуна-родного права и в соответствии с настоящей Кон-ституцией». Следует подчеркнуть и следующую особенность Конституции РФ – провозглашение России социальным государством. Исходя из это-го, в ней по-новому регулируются вопросы со-трудничества государственных органов, работода-телей, профсоюзов в таких областях, как: экономи-ки, трудовых отношений, социального развития, охраны здоровья и экологии, образования и куль-туры, управлении государственными и обществен-ными делами. Конституционные нормы явились фунда-ментом, на котором утверждается новый тип соци-ально-экономических отношений, формируется правовая база, происходит взаимодействие субъек-тов социального партнерства. На федеральном уровне принимаются ФЗ РФ от 11.03.92г. № 2490-1 «О коллективных дого-ворах и соглашениях», ФЗ РФ от 23.11.95 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудо-вых споров», ФЗ РФ от 12.01.96 г. № 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гаран-тиях деятельности», ФЗ от 01.09.99 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулиро-ванию социально-трудовых отношений», ФЗ от 27.11.2002 г. «Об объединениях работодателей». Второй раздел Трудового кодекса РФ целиком по-священ социальному партнерству в сфере труда[3]. Законодательно определяются основные прин-ципы, формы, уровни, органы социального партнер-ства. На федеральном и региональном уровнях соз-даются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений из представитель-ных органов государственной власти, местного са-моуправления, объединений профсоюзов и работо-дателей. Активно формируется региональное законо-дательство о социальном партнерстве. В г. Москве, Алтайском, Ставропольском краях, Свердловской, Вологодской, Омской области и других субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерст-ве, которые развивают и дополняют нормы феде-рального законодательства о коллективных дого-ворах и соглашениях, конкретизируют порядок их заключения, контроля за выполнением [4]. Исполнительная власть на местах всё более активно стимулирует заключение коллективных договоров на предприятиях, в организациях и уч-реждениях в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ. Под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работни-ками и работодателями в лице их представителей (ТК РФ, ст.40). В коллективный договор включа-ются взаимные обязательства по таким вопросам, как формы, системы и размеры оплаты труда; вы-плата пособий, компенсаций; механизм регулиро-вания оплаты труда; занятость, переобучение, ус-ловия высвобождения работников; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве и другие (ТК РФ, ст.41). В социальном партнерстве государство вы-ступает не только как законодатель и исполни-тель, но и как арбитр (судебная власть), кооорди-натор-контролер (государственные инспекции, органы управления), посредник (арбитраж, служба разрешения коллективных трудовых споров). Постановлениями Министерства труда и со-циального развития от 14.08.2002 г. утверждены рекомендации об организации работы по рассмот-рению коллективного трудового спора: примири-тельной комиссией (№57); с участием посредника (№58); в трудовом арбитраже (№59). Вместе с тем, указывая на многогранную роль государства в становлении и развитии соци-ального партнерства, следует отметить, что значи-тельная часть нормативных документов нуждается в корректировке. Надо добиваться подлинного равноправия субъектов социального диалога, вы-водить систему социального партнерства на кон-цептуальный уровень государственной политики, сделать её важным фактором поддержания соци-альной справедливости, обеспечения экономиче-ского роста. Развивая социальное партнерство, его ос-новные субъекты – объединения работодателей и профсоюзов – всё более заявляют о себе как важ-нейших институтах гражданского общества. Социальное партнерство в ч.1 ст.23 ТК РФ определено как система взаимоотношений соот-ветствующих субъектов, направленная на обеспе-чение согласования интересов работников и рабо-тодателей. Интересы государства в данном опреде-лении не указаны. В то же время перед Российской трехсторонней комиссией законом поставлены за-дачи, которые выходят за рамки узкого согласова-ния двух взаимодействующих субъектов социаль-ного партнерства: проведение консультаций по во-просам, связанным с разработкой федеральных программ в сфере занятости населения, миграции рабочей силы, основным направлениям социаль-ной политики и др. Третьим субъектом взаимодей-ствия здесь выступает Правительство Российской Федерации[5]. Актуальной является проблема пра-восубъектности органов государственной власти и местного самоуправления в системе социального партнерства. Ст.25 ТК РФ, в которой сторонами социального партнерства обозначены только ра-ботники и работодатели в лице уполномоченных представителей можно рассматривать как проти-воречащую положениям ратифицированной РФ Конвенции № 150 МОТ «О регулировании вопро-сов труда: роль, функции и организация», в кото-рой речь идёт о сотрудничестве между тремя субъ-ектами взаимодействия – государственными орга-нами власти и наиболее представительными орга-низациями предпринимателей и трудящихся [6]. О том, что в системе социального партнер-ства в качестве полноправной стороны или субъек-та взаимодействия с работниками (их представите-лями), работодателями (их представителями) ак-тивно выступают государственные органы власти свидетельствует и практика последних лет. В Краснодарском крае подтверждением тому являет-ся принятие Закона о социальном партнерстве, за-ключение краевой администрацией соглашений с объединениями работодателей и профсоюзов, це-ленаправленная деятельность трехсторонней ко-миссии, реализация отраслевых и муниципальных соглашений, настойчивая работа по развитию кол-договорных отношений на предприятиях и в орга-низациях. Примечания:
|
[Наверх ]
©АИСО (филиал)РГСУ 2006 |
Контакты | Редакционная коллегия | |